Сергей Пономарев
Информационные жанры на пензенском радио: взгляд Сергея Пономарева
Интервью с Сергеем Пономаревым в рамках университетского проекта «Пензенская журналистика в лицах».
В рамках университетского проекта «Журналистика в лицах» мы встретились с Сергеем Пономаревым — опытным радиожурналистом «Радио России» в Пензе. В интервью Сергей рассказал о тонкостях создания информационных материалов для пензенских радиостанций, поделился особенностями работы в эфире и взглядами на современное состояние радиожурналистики в регионе. Какие вызовы стоят перед информационными жанрами и как меняется формат радиопрограмм — в нашей беседе.
- Какова роль информационных программ в структуре вещания вашей радиостанции?
- На сегодняшний день Радио России, наряду с "Вести FM", остаётся одной из немногих радиостанций, осуществляющих полноценное информационное вещание. Обе станции входят в структуру Всероссийской государственной телерадиокомпании (ВГТРК), однако различаются по формату.
"Вести FM" — это сугубо информационная радиостанция, ориентированная на оперативную подачу новостей, аналитики и комментариев. В свою очередь, Радио России сочетает информационный контент с музыкальными программами, радиоспектаклями, тематическими беседами и интервью. Таким образом, её можно охарактеризовать как информационно-музыкально-познавательную платформу, рассчитанную на широкую аудиторию.
До недавнего времени важную роль в информационном радиопространстве играло "Эхо Москвы", выступавшее в качестве второй ведущей информационной станции. На данный момент "Радио России" приобретает всё большую популярность благодаря своему универсальному и доступному формату.
- Какие информационные жанры наиболее часто используются в эфире вашей радиостанции?
Приоритетное место в эфире нашей радиостанции занимают новости. Информационные выпуски готовятся на основе сюжетов, подготовленных нашими коллегами с телевидения, которые адаптируются для радиоформата и включаются в программу. Утренние новости выходят с 7:00 до 8:00, вечером — в блоках с 18:00 до 18:25 и с 19:00. Утренний выпуск представляет собой пятиминутный информационный блок, в то время как вечерние выпуски длятся около 14 минут. Кроме того, новости регулярно транслируются в рамках сотрудничества с "Вести FM", откуда мы получаем готовые информационные блоки.
Второе важное направление — беседы с гостями студии. Это могут быть представители власти, молодёжных и общественных организаций. В моём случае, как сотрудника сферы культуры, искусства и краеведения, в эфир приходят эксперты и деятели, связанные с этими областями.
Отдельное место занимают тематические рубрики, приуроченные к значимым событиям. Например, сейчас в эфире выходит цикл, посвящённый 125-летию Лидии Руслановой. Программа включает музыкальные фрагменты и тематические комментарии. Также создаются рубрики, посвящённые событиям специальной военной операции и празднованию Дня Победы.
К сожалению, в последние годы из эфира практически исчез жанр радиозарисовки — очерка, характерный для советского радио. Это был жанр, в котором журналист не просто брал интервью, но и художественно осмыслял происходящее, сопровождая рассказ звуковыми подложками и авторскими размышлениями. Сегодня такой формат практически не используется из-за изменения времени и сокращения штатного состава.
- Как Вы определите актуальность и значимость информационного материала для аудитории?
- Наша основная задача — познакомить радиослушателей с событиями, которые действительно волнуют жителей региона. Мы стремимся рассказать, чем жил город сегодня, как прошёл день, и что ожидается завтра. В центре внимания — всё самое важное из жизни Пензы и области.
Что касается новостей федерального уровня, то мы освещаем их в том случае, если Пенза оказывается вовлечена в реализацию какой-либо общероссийской программы. В таких ситуациях, безусловно, эта информация включается в эфир.
Главное для нас — донести до слушателей достоверную и актуальную информацию о жизни губернии, чтобы каждый чувствовал: радио говорит о том, что близко и важно именно ему.
- Какие этапы включает подготовка информационного сообщения перед выходом в эфир?
- Ведущий собирает информацию из различных источников. В первую очередь, мы активно используем телевизионные материалы — это один из основных источников. Кроме того, у нас заключены договоры с рядом средств массовой информации, прежде всего с электронными изданиями. Мы также регулярно обращаемся к официальным сайтам — правительства Пензенской области, министерств культуры, здравоохранения и других ведомств.
Вся поступающая информация тщательно анализируется и оформляется в электронном виде для последующего использования в эфире. Структура информационных блоков может различаться. Если это короткий новостной выпуск без репортажей, он состоит из лаконичных текстов. В более продолжительных блоках — например, в 14-минутных выпусках — включаются расширенные материалы, более детально освещающие события дня. Здесь, помимо текстовой части, используются и аудиофрагменты с "живыми голосами" — комментариями, интервью, звуками с места событий. Это делает эфир более динамичным и приближённым к реальной жизни.
- Есть какая-то проверка информации, как вы убеждаетесь в достоверности?
- Мы работаем исключительно с проверенными средствами массовой информации, с которыми у нас заключены официальные договоры. В нашей практике не используются сомнительные сайты и ресурсы, склонные к публикации непроверенной информации или стремящиеся к сенсационности. Мы категорически избегаем так называемой "жёлтой прессы".
Главный принцип — достоверность. В эфир попадает только официальная информация. Если возникают какие-либо сомнения, если материал основан на догадках или неподтверждённых данных, он просто не используется. Каждая новость проходит обязательную проверку, и только после этого становится частью нашего вещания.
- Как особенности пензенской аудитории влияет на выбор темы и подачу информационных материалов?
- К сожалению, сегодня обратная связь от радиослушателей стала редкостью. Конечно, у нас остаются телефоны, по которым люди иногда звонят, интересуются, предлагают темы. Мне, например, предлагали организовать встречу с определённым исполнителем или подготовить передачу к юбилею известного человека — такие инициативы поступают, и это всегда приятно. Но в целом активность слушателей заметно снизилась.
Это связано с тем, что радио в последние годы утратило часть своей прежней роли в информационном пространстве. Сегодня в эфире более двадцати радиостанций, и традиционное проводное вещание практически исчезло. Люди всё чаще переходят в цифровую среду — и это касается не только радио, но и телевидения. Массовый переход в интернет изменил сам подход к потреблению информации.
Информационное пространство стало перегруженным, и теперь человек получает новости и события не только через радио, телевидение или газеты, как раньше, а из множества разнообразных источников. Каждый выбирает то, что ему ближе и удобнее. В этом — новая реальность, с которой мы продолжаем работать и искать пути к своей аудитории.
- Какие материалы вызывали особый интерес?
- Конечно, есть такие материалы, которые действительно вызывают живой интерес у слушателей. Чаще всего это передачи о том, что им мало известно. Люди с интересом воспринимают новую, неожиданные информацию, особенно когда она касается знакомых тем или личностей.
Говорю за себя — не могу отвечать за коллег. Например, совсем недавно, 27 числа, мы отметили 90-летие Веры Степановны Аношиной — первой исполнительницы песни «18 лет». О ней известно немного, и мне удалось найти редкие материалы, которые сохранились в архиве. Мы подготовили передачу, включили её голос, песни, и в ответ получили множество благодарных звонков. Люди не просто вспоминали, они впервые открывали для себя имя этой певицы — слышали её, возможно, впервые. Это дорогого стоит.
Иногда слушатели сами звонят, предлагают свои песни или обращают внимание на какие-то события в жизни города и области. Мы всегда прислушиваемся. Обратная связь существует, пусть она и не всегда активная — но она есть. Причём это не просто обратная реакция, но и встречные инициативы.
Не скрою, есть определённая аудитория, для которой радио остаётся значимым каналом информации и даже способом дополнительной рекламы. Это доказывает, что радио по-прежнему работает.
Приведу ещё один пример. В начале июня в Пензе будет проходить фестиваль «Слово» — это фестиваль литературно-музыкальных театров. Его организатор — Павел Тачков, актёр Пензенского драматического театра. Театр слова даёт спектакли примерно четыре раза в месяц, в том числе в Краеведческом музее. Так вот, после того как в эфире побывала руководитель проекта и рассказала о фестивале, она с радостью отметила, что зрители приходили на мероприятия и говорили: «Мы услышали о вас по Пензенскому радио». Это и есть тот живой отклик, ради которого всё делается.
- Какие технические средства и программы Вы используете для подготовки и редактирования информационных материалов?
Сегодня практически весь информационный материал проходит через компьютер. С его помощью мы получаем данные от телевидения и различных средств массовой информации — всё это оперативно обрабатывается и включается в специальную программу под названием «Фабрика».
Что такое «Фабрика»? Это электронная система, в которой формируется эфирная сетка: указывается хронометраж, вставляются репортажи, составляется полный выпуск, рассчитывается его продолжительность. Дикторы и ведущие зачитывают подготовленные тексты в студии, запись также осуществляется через компьютер. Далее материал поступает к звукорежиссёру: он устраняет оговорки, монтирует сюжет, добавляет репортажи — как собственные, так и предоставленные телевидением. Всё это сводится в готовый эфирный блок.
К примеру, утром в эфире идут пятиминутные новостные выпуски, вечером — 14-минутные. На частоте FM формат отличается, но суть та же — работа идёт с цифровым звуком и точным хронометражем.
В моей практике, поскольку я занимаюсь музыкальными и культурными программами, компьютер — это, прежде всего, средство для обработки звука. Когда я выезжаю на концерт или интервью, беру с собой диктофон и профессиональный рекордер, который подключаю напрямую к пульту в концертных залах, краеведческих музеях и на других площадках. Это даёт высокое качество записи, особенно важно при записи музыкального материала.
Мы также записываем песни и музыкальные композиции в студии — ставим микрофоны, создаём акустику, а затем всё это обрабатывается в цифровом виде. Особое место занимает архив. У нас сохранилось множество передач на катушечных магнитофонах. Эти плёнки мы оцифровываем и активно используем в новых программах.
- Как бы вы оценили уровень подготовки начинающих журналистов в области радиовещания?
Что я могу сказать? Не берусь утверждать однозначно, но, допустим, задам встречный вопрос: а как вообще преподают радио на журналистской кафедре? Говорят ли студентам о его роли в медиапространстве?
— У нас есть отдельный курс, посвящённый радио: его истории, специфике, работе в эфире.
— Я не могу сказать, что молодые журналисты приходят совсем неподготовленными. Хотя, конечно, для многих структура работы на радио и телевидении становится настоящим открытием. Та же самая программа «Фабрика». И если знание истории радио — это, скорее, теоретический курс, то специфика вещания постигается уже на практике, когда новички приходят в редакцию и погружаются в процесс.
Вот мой собственный опыт. Я работаю на радио уже давно, и лет двенадцать назад, когда закрывали авторские программы, мне пришлось на целый год перейти на телевидение — просто чтобы остаться в штате. И знаете, я тогда вообще не понимал, как устроена телевизионная кухня. Меня просто поставили перед фактом: «Вот микрофон, вот съёмка — работай».
А потом оказалось, что в телеэфире мои вопросы должны оставаться «за кадром» — только чистая речь собеседника. Для меня, радийщика, это было неожиданно: я привык, что диалог в эфире звучит полностью. Но на ТВ всё иначе — ты должен пересказывать суть вопроса, оставляя в монтаже лишь ответы.
Сейчас я снова на радио — единственный корреспондент, который сам ездит по области, собирает материалы. Остальные коллеги чаще работают «из студии»: берут интервью по телефону, монтируют, выходят в эфир.
- Каким образом Вы находите возможные темы?
Работа над программами начинается задолго до эфира — ещё в преддверии наступающего года. Я тщательно изучаю энциклопедии, интернет-ресурсы, чтобы выявить ключевые события, которые предстоит отметить как на государственном уровне, так и в Пензенской области. Особое внимание уделяю юбилейным датам — будь то памятные события или знаковые личности. Все эти сведения я систематизирую, заношу в еженедельник, где у меня расписано: какого числа какой фестиваль, чей юбилей, какое мероприятие.
Моя основная тематика — культура, краеведение, искусство. Именно эти сферы для меня являются приоритетными. Я поддерживаю тесную связь с Министерством культуры Пензенской области, и мы договорились, что они регулярно направляют мне информацию — как правило, с опережением в 10 дней. Отдельные данные поступают и от Лермонтовской библиотеки, и от других учреждений культуры.
Конечно, не обхожусь и без личных источников — отслеживаю события через социальные сети, в частности, «ВКонтакте» и Telegram. Летом особенно активно развивается фестивальное и конкурсное движение, и за всем этим нужно внимательно следить, чтобы не упустить важное.
Единственное, что вызывает затруднение, — это ограниченное эфирное время. Информации действительно много, но приходится делать выбор. Не всё удаётся включить в программы. Поэтому главная задача — выделить наиболее значимые события, те, которые действительно важны и интересны для нашей аудитории.
- Как вы видите будущее информационных программ на радио в условиях развития цифровых технологий и новых медиа? Считаете ли вы, что искусственный интеллект может заменить журналиста?
- Сегодня много говорят об искусственном интеллекте и его применении в медиа. Но, на мой взгляд, в сфере радиовещания он не способен заменить главное — живую подачу информации. Как искусственный интеллект может готовить материалы о событиях, которых ещё нет, которые требуют анализа, оценки, эмоционального отклика? Да, технически он может многое. Уже существуют программы, способные воспроизводить голос диктора — мой, например. Если я по каким-то причинам отсутствую, заболел или уехал, можно «прочитать» текст моим голосом с помощью нейросетей. Это уже стало реальностью.
Но если говорить о содержании, наполнении эфира — здесь искусственный интеллект пока лишь вспомогательный инструмент. На телевидении он уже применяется — в технической части: улучшении изображения, подборе фоновой музыки, автоматическом монтаже. Возможно, и дальше будет развиваться в этом направлении.
Что касается радио, особенно разговорных, публицистических или культурных форматов, — здесь ИИ вряд ли заменит живого человека. Да, на музыкальных радиостанциях его уже используют: мне рассказывали, что специальные алгоритмы формируют плейлисты на день или на неделю, подбирая треки без участия редактора. Раньше это делал человек, теперь — машина, опираясь на предпочтения аудитории и накопленные данные.
Лично я искусственным интеллектом не пользовался, не работаю с ним напрямую и, признаюсь, в области, скажем, фотографии или визуальной обработки он меня пока не особенно интересует. Хотя знаю, что коллеги активно применяют ИИ на современных смартфонах — для улучшения качества снимков, изменения фона, фильтрации изображений.
Но что касается радио — живого, человеческого, эмоционального — мне кажется, ещё долго именно человек будет определять, как, что и с каким посылом звучит в эфире. Хотя, конечно, всё возможно. Мы живём в такое время, когда границы возможного постоянно расширяются.
-Планирует ли радиостация внедрение новых форматов или жанров?
- Что касается новых форматов, то сейчас, в силу кадровых сложностей, мы временно приостановили прямые эфиры. Однако в ближайшее время они обязательно возобновятся. Почему это важно? Потому что живое общение с аудиторией, обратная связь через телефонные звонки — это то, что делает радио по-настоящему интерактивным.
У нас, например, есть программа «Мир православия», которую ведёт сотрудник епархии Евгений Белохвостиков. По субботам с 11 до 12 часов он выходит в прямой эфир, и слушатели активно включаются в диалог. Сейчас этот формат немного отошёл на второй план, но я уверен, что он возобновится.
В ГТРК работают три радиостанции: «Радио России», «Вести FM» и «Маяк». В ближайшее время, возможно, мы расширим присутствие «Маяка», который, хотя и остаётся в информационном поле, уже не является чисто музыкальным. Сейчас там больше интервью, аналитики, но назвать его исключительно новостным нельзя.
- Что бы вы посоветовали студентам, желающим специализироваться в радиожурналистике и особенно информационных жанрах?
- Честно говоря, перспективы для радиожурналистики в Пензе невелики. Возьмём, к примеру, нашу единственную полностью информационную радиостанцию — штат там небольшой, и найти место новому сотруднику крайне сложно. На телевидении ситуация иная, хотя и там осталось всего два канала.
Что касается других радиостанций, то новости там, как правило, читают журналисты, работающие на несколько площадок одновременно. Например, один и тот же корреспондент может озвучивать короткие двух-трёхминутные сводки для «Экспресса» и других станций. Поэтому возможностей для профессионального роста в пензенской радиожурналистике, увы, немного.
Записала Анна Мельникова, гр. 21ИЖ1
Дата обновления: 03.06.2025 17:50